Сайт Евгения Гомана

 

 :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

 

:: Полистилистика Сестры Линды

 

афиша Сестры Линды

В начале прошлого века два польских композитора и теоретика Лютославский и Пендерецкий стали основателями нового метода музыкального мышления – полистилистики. Позднее Альфред Шнитке использовал этот метод в своём творчестве. Особенно ярко и выразительно полистилистика прослеживается в его кантате «История доктора Иоганна Фауста», где умело использованы и тонко соединены разнородные образные и стилистические черты, новаторски решены жанровая и технологическая проблемы.

Насколько же было глубоко моё изумление, когда во время просмотра мюзикла «Сестра Линда» мурманских композиторов Гомана и Анисимова в моём сознании возникла аналогия с произведением Шнитке.

Да! Конечно, Шнитке велик! Но поразителен тот факт, что авторы мюзикла не побоялись использовать метод полистилистики в музыкальной драматургии своего детища. Можно предположить, что такую сложную тему, как исторические события времён войны нельзя раскрыть, используя только лёгкие популярные жанры.

В эпоху засилья на столичных подмостках иностранных музыкальных постановок появилась необходимость в самобытном музыкальном оригинальном спектакле, раскрывающем потенциал этого эклектичного сложнейшего метода. Например, наряду с цитатой песни военных лет представлены: баллада в сцене раненых, частушки в концерте художественной самодеятельности, романтический вальс, тяжёлый рок в сцене допроса, лирическая песня Николая, элементы психоделики в сценах Риты.

Удивительно, что два композитора с разным творческим подчерком смогли создать столь органичное произведение. Александр Анисимов сумел с необыкновенной глубиной и проникновенностью провести лирико-романтическую линию любовного треугольника Николай-Лида-Эндрю. Отличительной особенностью его музыкального языка является пластичный песенный мелодизм с акцентированными национальными интонациями. Широкий лиризм темы Николая в духе советских песен соседствует с шотландским колоритом темы Эндрю, окрашенным «живым» звучанием настоящей волынки. Хочется отметить интонационную сложность этих стилизаций, которая требует от исполнителей особого мастерства.

Гоман - композитор, Гоман - режиссёр. Трудно сказать, что первично… Его музыкальная философия обусловлена драматургией поэтического текста, которая ярко прослеживается во всех сценах. Музыкальный язык разнообразен и оригинален: нервная графичность мелодической линии, сложные метро - ритмические конструкции, статичность и накал «роковой» гармонии делают его композиции понятными и доступными современной аудитории. Вероятно, поэтому острая оголённость эмоций заставляет исполнителей реально сопереживать своему герою, что иногда влияет на качество вокального исполнения.

Несомненно, что объединяющим фактором стали удачные аранжировки, благодаря которым была сохранена целостность мюзикла.

Образная сфера спектакля выстроена по принципу психологической антитезы статичных образов Ани, Риты, офицера НКВД, Норриса Кинга и динамичных – Эндрю, Лиды и Николая. Николай - самый метаморфозный персонаж. В этом образе советского офицера – сталиниста обнажаются качества человека великодушного, глубоко любящего, способного к самопожертвованию.

Приятно удивляет исполнительский состав, которому удалось полностью раскрыть музыкальный замысел, убедить зрителя в реальности событий и искренности чувств своих героев. А ведь это очень сложно - сочетать актерское мастерство, хореографию и сложнейший вокал.

Несомненно, это событие в музыкальной культурной жизни города, которое не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Васягина Ирина Романовна

Музыкальный критик

4erdak.ru - 2 марта 2006 г.

 

Вернуться в раздел "Пресса"

 

Copyright © 2004-2014