Развитие арт-индустрии способствует возникновению разных видов предпринимательской деятельности, среди которых арт-менеджмент приобретает наибольшую актуальность. Появление этой профессии — ответ на потребности не только современной арт-индустрии, но культуры и искусства в целом, что требует специальных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современными образовательными стандартами, согласно требованиям профессиональной деятельности в сфере культуры и искусств.
Как отмечает Ф. Колбер, «начиная с 1991 г. каждые два года проводится Международная конференция по искусству и менеджменту культуры, привлекающая от 150 до 200 исследователей, работа которых связана с арт-менеджментом». Автор выделяет этапы внедрения учебных программ по арт-менеджменту: «первый (период медленного роста) длился с 1966 по 1980 г.; второй, более быстрый, продолжается с 1980 г. по настоящее время». В разных странах мира открывались курсы, школы, академии, внедрялись образовательные программы, посвященные арт-менеджменту. К 2000 г. таких программ насчитывалось около 400.
На постсоветском образовательном пространстве с конца ХХ в. также внедряются программы, проводятся семинары, тренинги для специалистов, студентов, менеджеров, связанных с культурой и искусством. В ряде учебных заведений России существуют образовательные программы по арт-менеджменту на управленческих и искусствоведческих факультетах. Студенты музыкальных, театральных и музееведческих специальностей осваивают специальные курсы, связанные с управлением в сфере культуры и искусства.
Не вызывает сомнения, что современная социально-культурная сфера нуждается в специалистах новой формации, способных решать проблемы функционирования культуры и искусства сегодня. Не удивительно, что в учебных заведениях Европы, России, в частности в Московском государственном университете культуры и искусств с 2001 г., осуществляется преподавание дисциплины «Арт-менеджмент», основное назначение которой состоит в подготовке профессиональных, законопослушных предпринимателей в сфере искусства, защищающих права автора, производителя, общества и государства.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|