На каждом этапе социально-экономического развития общества появлялись те или иные формы управления совместной деятельностью людей там, где необходимы координация совместных усилий, разделение труда, последовательность организационных действий и т. д. То есть, прежде чем выделить менеджмент в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления как процесса целенаправленного воздействия на людей.
Потребность в управленческой деятельности была детерминирована появлением различных профессий и видов трудовой деятельности. Процесс же институциализации менеджмента непосредственно связан с усложнением характера производственно-экономических отношений в обществе.
Постепенно менеджмент превратился в самостоятельную форму человеческой деятельности — управление производством, которое осуществляется профессиональными менеджерами. Общественная рефлексия на новый вид деятельности, которая выразилась в появлении разных школ и научных направлений осмысления менеджмента, позволила выделить его ключевое значение как резерва человеческих возможностей, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Уже с конца XVIII в. в европейском сообществе уделялось внимание подготовке управленцев — профессионалов, владеющих системой знаний и умений.
Менеджмент как самостоятельную область деятельности, обеспечивающую эффективность функционирования предприятий и организаций, в начале XX в. общественность воспринимала как действенное управление совместным трудом. Это привело к формированию в обществе своего рода класса профессиональных менеджеров, которых привлекали для управления производством в тех сферах деятельности, где имели место производственно-экономические отношения.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|