Выдающийся театральный режиссер А.В.Эфрос, акцентируя внимание на структуре драматургического действия каждой сцены, акта и пьесы в целом, образно представлял ее как изогнутую проволочку, отмечая, что читая акт – читаем структуру: с чего начиналось? как развивалось? чем закончилось? Другими словами, движение драматургической логики автора идет от одного номера к другому, от одного эпизода к другому.
Эпизод представляет собой специфическую, монтажно организованную совокупность номеров, объединенных между собой тематически, сюжетно и действенно в единую, относительно завершенную структуру.
Свою окончательную завершенность эпизод достигает только во взаимосвязи с предыдущими или последующими эпизодами, а также в контексте композиции всей программы, которая последовательно раскрывает авторский идейно-тематический замысел.
Динамика чередования эпизодов – один из важнейших элементов художественной целостности концертно-зрелищной программы, ее структурообразующее средство, обеспечивающее непрерывность ее драматургического действия. Понятие «непрерывность действия» пришло к нам из кинематографа и применительно к сценарию концертно-зрелищной программы означает особую последовательность эпизодов и номеров, которая требует от сценариста решения таких проблем как: проблема отбора материала; проблема переходов (монтажных стыков); проблема поддержания зрительского внимания; проблема драматического напряжения как связь между актером и зрителем.
Для сценариста главное – найти единственно возможный порядок, темп и ритм соединения. Каждая часть в сценарии концертно-зрелищной программы, живя своей самостоятельной жизнью, имея свой смысл и внутреннее развитие драматического действия, всегда связана с целым, с главной мыслью произведения. Эту взаимосвязь обеспечивает, в том числе, и монтажный метод организации сценарного материала.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|