С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла концертно-зрелищной программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал еще К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сценическом искусстве эти понятия взаимосвязаны. В отношении концертно-зрелищной программы мы говорим о темпоритме номера, эпизода и концертно-зрелищной программы в целом.
Темпоритм обладает способностью гармонизировать композиционное построение концертно-зрелищной программы. Темпоритмическая несобранность, так же как и монотонность, вызывает быструю утомляемость аудитории. Точно организованный темпоритм – мощное средство управления чувственно-эмоциональной сферой зрительного зала.
Перечисленные функции монтажа в сценарии концертно-зрелищной программы, а также представленные типы сюжетно-композиционного единства реализуются с помощью следующих основных приемов:
1. Последовательный монтаж. Наиболее часто используемый прием монтажа, где все номера в эпизоде выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. Чаще всего в его основе лежит временная или хронологическая последовательность. Как правило, данный прием монтажа присущ тем программам, в которых необходимо проследить хронологию каких-либо исторических событий и донести их до зрителя.
2. Параллельный монтаж. В его основе – одновременность или параллельность сценических действий (чаще всего в противоположных частях сценической площадки), которые дополняют и обогащают друг друга. Например, а правой части авансцены реконструирован партизанский лагерь, в котором солдат пишет письмо любимой, а в левом углу – девушка читает письмо с фронта. Одновременно на экране может воспроизводиться кинолента его воспоминаний.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|