В своем историческом развитии концертная деятельность имеет довольно сложную социодинамику. Повторим, что само слово «концерт» (от латинского — «con» - понятия «концерт» и «certo» - состязаюсь) возникло во времена античности, где и берет свое начало концертно-зрелищная практика. Первоначальный смысл этого понятия (как его понимали древние греки и римляне) – состязания различного рода, в том числе в области художественного исполнительства. Именно во времена Древней Греции и Рима устраивались состязания в художественном исполнительстве по аналогии с соревнованиями в спорте.
Самого понятия «концерт» не существовало до XVIII века, пока в театрах Европы до и после спектакля не начали представлять дивертисменты как выступления актеров с различными номерами в различных жанрах искусства. Слово «дивертисмент» в переводе с французского языка значит – развлечение, увеселение. Актеры разнообразили спектакли поэтическими и музыкальными номерами, «состязаясь в различных видах искусства».
Концертные номера разных жанров изначально были, как бы привязаны к театральному действию, а собственно концертом стали называть публичные выступления с самостоятельными музыкальными номерами.
В современной литературе концертное творчество рассматривается как разновидность концертного искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, что в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества состоялся, необходимы специфические условия концертного выступления.
Концертное представление по характеру близко к цирковому или театрализованному, но отличается от них тем, что процессы подготовки и реализации программ отделены друг от друга в пространстве и времени и предполагают наличие стационаров и широкой сети гастрольных площадок – концертных залов.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|