Справедливо замечено, что концертный номер является законченной структурной единицей сценического искусства, в которой должны быть сбалансированы все элементы. Категория действие, как эстетическая величина, соединяет место и время, как бы одушевляя их, наполняя содержанием образованную ими форму.
Место - понятие обозначающее, прежде всего, сценическую площадку, на которой разворачивается действие. Именно на этой площадке проживается номер, что, естественно влияет на восприятие всего происходящего на глазах у зрителя.
В тех случаях, когда сцена специально подготовлена, поставлены декорации, концертно-театральный свет и прочие сценографические атрибуты, место из случайной и изменчивой величины становится величиной постоянной, вступая в равное соотношение с действием и вpeменем.
Действие - категория эстетическая, включающая в себя художественный материал концертного номера, тождественный предлагаемым обстоятельствам, в которых действует актер. В художественном отношении действие наиболее гибко. Оно подвержено изменениям, вызванным внешними и внутренними причинами, которые определяются как индивидуальным характером творчества артиста, так и особенностями зрительского восприятия.
Наиболее постоянной является категория времени. Это физический, заранее определенный период сценического существования актера. Категория времени - стержневой центр номера, связанный с местом и действием; время очень важная, неизменная величина, структурно образующая "каркас" концертного номера, где одним из главнейших формообразующих факторов является ритм.
Pитм как производное от времени становится одним из способов организации номера, как с точки зрения литературного построения материала, так и с точки зрения исполнительского мастерства. Ритм и особенности ритмической организации концертного номера можно рассмотреть с двух сторон. Первый уровень заложен в основе концертного номера - материале, второй - в актерском исполнении.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|