В своей книге «Концерт в истории западноевропейской культуры» исследователь Е. Дуков справедливо утверждает, что вряд ли «можно найти столь неопределенных и странных тем, как теория концерта». Понятие «концерт», по его мнению, провоцирует постановку огромного количества вопросов: о каком концерте идет речь — эстрадном, филармоническом, сольном, ансамблевом?» Можно согласиться с автором, что «в истории художественной культуры не было явления, столь же изменчивого и в то же время всем понятного, как концерт».
Так что же такое концерт? Современного зрителя, видимо, удивил бы такой вопрос…. Очевидно, что концерт – это когда артисты выступают по очереди с самыми разными номерами. Концерт по радио, по телевидению, на сцене концертного зала, праздничный концерт – все это стало привычным и весьма знакомым публике. Можно утверждать, что концерты едва ли не самая популярная форма социально-культурной жизни современного общества.
Попробуем разобраться в смыслах, которые объединены в понятии «концерт». Исследователи отмечают, что этимология этого понятия происходит от латинского «concerto»,означающего соревновательный, состязательный процесс и даже спор. Однако позже его значение изменяется и уже в романской языковой группе приобретает смысл «гармонии» и «согласия».
Исследователь Дуков отмечает, что если посмотреть на этимологический первоисточник термина "концерт" — латинское "concerto", то поле его значений окажется достаточно однородным: они связаны с темой состязания, конкуренции, спора. Однако хронологически более поздние его версии в романской же языковой группе меняют его смысл на прямо противоположный — концерт связывается уже с представлениями о "согласии", "гармонии". Так, в английском языке "consort" — обозначение ансамбля инструментов, играющих совместно, как и "concert" — согласие, соглашение. В немецком — это слово означает, в частности, "совместное выступление нескольких держав".
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|