Театрализованный концерт имеет строение, соответствующее законам театрального действия, начинается с пролога, выполняющего роль своеобразного эпиграфа ко всей программе, составленной из номеров различных жанров. Вслед за прологом идет экспозиция, роль которой – познакомить зрителей с общим замыслом, темой и идеей. Экспозиция перерастает в завязку, которая является одновременно и первым номером-событием. Одно из последующих событий – кульминационное, здесь обнажается главная идея всей программы. Завершается концерт финалом.
Но это, скорее схематическое расположение композиционных элементов, в практике они не обязательно следуют один за другим именно в такой последовательности, да и выражены не столь четко и однозначно. Чаще авторы сценариев объединяют несколько близких по характеру и значению номеров в отдельные эпизоды. Таких эпизодов может быть в одном концерте от 3 до 5-6,что зависит от назначения концерта, его масштабов, места постановки.
В театрализованном концерте используются разные жанры разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Но главное, на что обращает внимание И.М. Туманов в своей книге «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта», театрализованный концерт – это концерт, прежде всего имеющий единый художественный сценический образ.
Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в одном или двух отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин., концерт в 2-х отделениях делится на: 1 отделение длится 1 час – 1 час 10 минут, 2-е отделение - 55 мин – 1 час.
О.И.Марков справедливо отмечает, что театрализованные представления с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержания в художественно-педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений.
Вместе с тем, О.И. Марков, как автор учебного пособия «Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников», обращает внимание на заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ сценарного творчества, что отрицательно сказывается на деятельности учреждении досуга и их эффективности.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|