Сайт Евгения Гомана

 

 :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

 

:: Шантанная эстрада

 

Шантанная эстрада — эстрада при ресторане, где вместо рядов зрительских стульев и кресел расставлены накрытые столы и оборудованы отдельные кабинеты. По сути, это современное варьете. Свои программы шантаны строили преимущественно из специфических номеров и аттракционов, театров, варьете и мюзик-холлов Европы и Америки.

Дирекция императорских театров покровительствовала гастролям заграничных артистов, разрешая устройство дивертисментов с участием французских шансонье и шансонеток. «Французская шансонетка и опереточная ария, — замечает М. Янковский, — проникают и в Москву, но здесь, им приходится выдерживать сильную конкуренцию со стороны цыганской песни».

Негативное отношение к шантанной эстраде сложилось у русской демократической интеллигенции. Как отмечали исследователи, общество демократических писателей и композиторов отказалось охранять авторские права на исполняемый в шантанах репертуар. Русское театральное общество и первый Всероссийский съезд сценических деятелей отказались принять их в члены общества и т.д. Но вместе с тем, мы можем наглядно проследить тесную взаимосвязь концертной дивертисментной и шантанной эстрады в сборных программах.

Шантанная эстрада поставляла свои аттракционы на открытые площадки летних садов и привлекала некоторые жанры дивертисментной эстрады на свою сцену, а иногда приглашала отдельных виртуозов концертной эстрады за высокий гонорар.

Эта взаимосвязь очень хорошо раскрыта в теоретических исследованиях Е.М. Кузнецова, который отмечает, что действительно, вокруг шантанов и на их основе стали строиться крупнейшие летние столичные антрепризы: «Шантаны вошли в почитание с театрами оперетты и фарса, и на подобной почве возникли новейшие зрелищные комбинаты». Наиболее «солидными» явились петербургский и московский «Аквариумы» и новый московский «Эрмитаж»: они располагали театрами, ставившими оперетты или фарсы, эстрадами садового типа, дававшими дивертисментные программы, и, наконец, шантанами, которые открывались по окончании представлений в театре и на эстраде («с двенадцати ночи и до четырех утра», — как оповещали афиши).

 

Вернуться к оглавлению или читать дальше

 

Copyright © 2004-2016