Сайт Евгения Гомана

 

 :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

 

:: Прекрасная леди в СССР

 

Впервые в нашу страну "Моя прекрасная леди" попала в апреле 1960 года, когда в Москве, Ленинграде и Киеве с огромным успехом прошли гастроли театра "Марк Хеллигер". Режиссером постановки выступил Мосс Харт, тот самый, что тренировал Джули Эндрюс и ставил мюзикл на Бродвее. Роль Элизы исполнила Лола Фишер. Своей игрой она заслужила массу хвалебных рецензий в таких газетах, как "Известия" и "Советская культура". Роль Хиггинса в разных городах исполняли Эдуард Малхэйер и Майкл Эванс, а Альфреда Дулиттла сыграл Чарльз Виктор. Художником по костюмам вновь выступал Сесил Битон.

Успех американской постановки вдохновил и отечественные театры на постановку "Моей прекрасной леди". В конце 1964 года мюзикл появляется в репертуаре Ленинградского театра музкомедии (Элиза – З. Виноградова; Хиггинс – А. Шаргородский; Дулиттл – Н. Янет) в постановке А. Тутышкина, в начале 1965-го режиссер С. Штейн ставит "Мою прекрасную леди" в Московском театре оперетты (Элиза – Т. Шмыга, И. Муштакова; Хиггинс – Г. Гринер; Дулиттл – В. Алчевский), а в июле осуществляет постановку и в Одессе (Элиза – Л. Сатосова; Хиггинс – В. Применко; Дулиттл – М. Водяной (известный по роли Папандопуло в отечественном киномюзикле "Свадьба в Малиновке").

Основной сложностью для постановщиков было уйти от столь издавна любимого в нашей стране жанра оперетты. К сожалению, удалось им это плохо. Характеры героев практически не раскрывались, более того, поступки персонажей во многом противоречили их изначально задуманному поведению. Так, например, Хиггинс (!) в сцене бала ревнует Элизу к приглашающим ее кавалерам, а в конце концов и вовсе уводит ее. Элиза же, в лучших советских традициях, становится народной героиней: вместо описания улицы, где каждый сам за себя, мы видим полную патетики сцену прощания Элизы с народом. Сказалась и привычка актеров к опереточным постановкам: они играли не роли, а стандартные для оперетты амплуа, причем исполнители роли Хиггинса не справлялись с его речитативными ариями, в результате чего весь смысл его песен пропадал. Впрочем, несмотря на все эти видимые огрехи, спектакль пользовался неизменно большими кассовыми сборами, а поэтому "Моя прекрасная леди" в различных постановках долго еще не сходила со сцены отечественного музыкального театра (в прессе встречается упоминание о постановке все того же Штейна 1985 года).

Следует, пожалуй, отметить еще только радиоспектакль, созданный по мотивам "Моей прекрасной леди" в 1971 году. Идея такого спектакля пришла в голову тогдашнему главному режиссеру музыкального радиовещания Анатолию Липовецкому. Будучи ярым поклонником мюзикла, он очень хотел поставить "Мою прекрасную леди" по-русски, а петь по-английски. Музыкальные номера взяли с пластинки, подаренной редакции Татьяной Шмыгой, которая сама когда-то играла Элизу. Сложность состоялась лишь в том, чтобы подобрать таких наших актеров, голоса которых наиболее бы походили на голоса зарубежных. Элиза и Хиггинс нашлись в ленинградском театре им. В.Ф. Комиссаржевской (Галина Короткевич и Иосиф Конопацкий), а в роли Альфреда Дулиттла выступил блистательный Анатолий Папанов (пели соответственно Джули Эндрюс, Рекс Харрисон и Стенли Холлоуэй).

Интерес к "Моей прекрасной леди" не ослабевает на протяжении вот уже почти полувека. Постоянно появляются новые постановки, звезды музыкальной сцены обязательно включают арии из мюзикла в свои концерты. Не удивительно ли это? Нет. Ведь душа человека так хочет прекрасного.

 

Вернуться в раздел "Великие мюзиклы"

 

Copyright © 2004-2015