Сайт Евгения Гомана

 

 :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

 

:: Кто больше?

 

Вот и подходит к концу наша история. Однако прежде чем зажжется свет в зале, нужно сказать еще несколько слов и снять еще одну маску. Посмотрите, перед нами Балетмейстер! Интересно, почему он здесь? А потому, что многоликий «Орфей» пережил восемь постановок и четыре из них были… балетами. Под фонограмму «Поющих гитар» с полностью звучащим текстом «Орфея» танцевали на сценах театров оперы и балета Перми, Самарканда, Харькова; ставил балет по «Орфею» и Ленинградский Малый оперный театр.

Любопытно, что костюмы для всех этих версий снова создала Алла Коженкова – талантливый театральный художник, работавшая на драматической и музыкальной сценах России, Соединенных Штатов Америки и Японии и оформившая в общей сложности более 360 спектаклей. Хореограф этих балетных «Орфеев» – один из ведущих российских балетмейстеров Николай Боярчиков. Вот и пора ему снять маску – он сумел, используя музыку и текст «Орфея», сделать «оперу-балет» не просто иллюстрацией к постановке «Поющих», а вполне самостоятельным, ярко эмоциональным, полным жизни произведением.

В заключение – немного статистики. Премьера первой постановки «Орфея» состоялась 21 июня 1975 г. на сцене Оперной студии при консерватории. Всего в течение 10 сезонов было сыграно 1945 (по другим данным – 2222, 2493) спектаклей по всей России.

Балет Николая Боярчикова по «Орфею», впервые поставленный в пермском Театре оперы и балета (1978 г.), шел 15 сезонов, в харьковском Театре оперы и балета (1979 г.) – 8, в самаркандском (1980 г.) – два. Премьера хореографической версии спектакля ленинградского Малого оперного в хореографии того же Боярчикова, ставшего к тому времени главным балетмейстером театра, состоялась 30 апреля 1979 г. в БКЗ «Октябрьский», где за 6 сезонов было показано 32 спектакля.

В 1979 г. «Орфей» был поставлен в Музыкальном театре Братиславы (Чехословакия). Фрагмент «Орфея и Эвридики» вошел в спектакль петербургского Мюзик-холла «Безумный век» (1998 г., постановка Л. Рахлина). Постановка театра «Рок-опера» (премьера – 29 сентября 1999 г.) за первые два сезона выдержала более 70 представлений и продолжает идти, побывав уже и за пределами России.

Премьера спектакля Альберта Асадуллина состоялась 20 декабря 2000 г. в БКЗ «Октябрьский» в рамках творческого вечера, посвященного 25-летию творческой деятельности артиста и 25-летию же существования «Орфея». Пластинка фирмы «Мелодия» была выпущена в 1980 г., а в 1998 г. Александр Журбин издал в США двойной компакт-диск, в который, вместе с ремастерированной записью «Орфея»-1975, вошли «Два портрета» – музыкальная композиция на стихи В. Хлебникова и М. Цветаевой.

Вот и все. Как не хочется ставить точку и зажигать в зале свет… Впрочем, минуту внимания, дамы и господа! Осталась еще мораль. Любезный Читатель, вы только что услышали вечную историю – историю Орфея. Вам решать, какой у нее финал – вспомнил ли певец то хрустальное утро, в которое судьба подарила ему любовь? Или не выдержал, погиб в объятиях Фортуны? Вам решать, может ли в наши дни что-то изменить любовь, верность, чистое и пылкое сердце, или счастливые финалы безнадежно устарели? Вам решать, какие аранжировки звучат уместнее – ультрасовременные или старомодно-классические…

Бесспорно одно: рок-опера «Орфей и Эвридика» актуальна, по-прежнему способна заставлять сопереживать героям, задумываться над их судьбой, потрясать... А раз так, «Орфей» будет жить и побеждать на бесконечных состязаниях певцов. Ибо, если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно.

 

Вернуться в раздел "Великие мюзиклы"

 

Copyright © 2004-2015