Представьте себе: двое – он и она – встретились и полюбили друг друга. Но он – певец, он гений, он хочет славы и признания; он покидает возлюбленную, не замечая, как растрачивает, распродаёт свой дар и становится чуждым ей.
«Какая старая история!» – перебьете меня вы. И будете абсолютно правы. Но не станем забегать вперед. За мной, Читатель! Наша история – история первой в нашей стране рок-оперы – начинается с… другой рок-оперы: «Иисус Христос – суперзвезда». И в этом нет ничего удивительного. Когда нелегальная запись рок-оперы Уэббера и Райса попала в СССР, она вызывала неизменный восторг – это было так ново, так необычно… и так запретно.
Вот что вспоминает один из наших главных героев, автор музыки «Орфея» – пока он еще не представлен публике… Что ж, назовем его временно Композитор-в-маске. Итак, слово ему! «...Автор этих строк был среди тех, кто услышал это новое произведение. В то время я учился в аспирантуре Ленинградской консерватории, под руководством Ю. Г. Кона писал диссертацию о поздних симфониях Густава Малера и к рок-музыке, как и многие мои коллеги, относился несколько высокомерно. Однако яркая музыка "Суперзвезды" меня увлекла. В музыке слышались отголоски Пуччини и Чайковского, раннего джаза и соул, госпел и рока. Однако это сочинение ничуть не раздражало, напротив, казалось вполне естественным. Так же, как и название жанра – рок-опера. "Знаете, Саша, – сказал мне Альфред Шнитке, – в этом что-то есть. Надо послушать еще. Судить по одному прослушиванию вообще нельзя. Но мне кажется – это интересно. И талантливо».
Припомним, что сходное суждение высказывал и Шостакович, посмотревший спектакль в Лондоне. Как оказалось, странное соседство современной музыки и крупных форм, вечных тем и молодежного жаргона, которое представлял собой «Иисус», понравилось не только молодежи. Удивительно ли, что многие, и даже, казалось бы, далекие от рок-стиля (как пока неузнанный любезным читателем Композитор, писавший диссертацию о симфониях Малера) тогда мечтали о том, чтобы нечто подобное появилось и у нас, по эту сторону железного занавеса.
Идея прекрасна – но как ее реализовать? Ведь здесь нужен не только талантливый, знающий жанр композитор, здесь нужны будущие исполнители, которые были бы одно- временно талантливыми актерами, достойными вокалистами, хорошими танцорами, а их надо выращивать, воспитывать, учить наставлять… Впрочем, талантливые люди были везде и всегда, и, как мы скоро узнаем, нашлись и Артисты, и Самый Первый Режиссёр, и Композитор, и даже Либреттист, сумевший написать настоящую рок-пьесу для рок-оперы (так скажет о нем Другой Режиссер – пусть пока он тоже останется в маске). Хуже всего было другое: рок в СССР был запрещен. Все делали вид, что его просто нет. И тут вдруг – ладно бы еще песня-другая… Но целая опера!
Вернуться в раздел "Великие мюзиклы" или читать дальше
|