Сайт Евгения Гомана

 

  :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

 

:: «Мистер Пинк» борется с бюрократией

 

Будущее креативного дома молодежи в Мурманске находится под угрозой из-за нехватки финансирования и растущего противодействия со стороны властей.

Стройматериалы и краска, сваленные в одном из помещений дома молодежи в Мурманске, говорят о том, что там еще многое предстоит сделать. В этом нет ничего нового – с момента своего открытия три года назад дом "Мистера Пинка" находится в состоянии постоянных изменений. Но сейчас инновационные проекты могут и не увидеть своего продолжения из-за неопределенности с дальнейшим будущим организации.

"Основная задача дома молодежи заключается в том, чтобы научиться быть самодостаточным", – говорит один из организаторов, руководитель Дома молодежи Евгений Гоман, энергичный музыкант с растрепанными волосами и непринужденной улыбкой. "Нельзя постоянно зависеть от субсидий и грантов".

Молодой мечтатель потратил в общей сложности 10 лет на создание "Мистера Пинка". Но сейчас пришло время для принятия тяжелых решений, учитывая непрекращающийся поток квитанций на оплату коммунальных услуг и необходимость платить себе и еще двум сотрудникам скромную зарплату.

Работающий на окраине самого большого в мире города за Полярным кругом Дом молодежи "Мистер Пинк" дает возможности обучения и финансирования молодым людям, которые хотят "жить своей мечтой и получать за это достойную зарплату", объясняет Гоман. В подтверждение его слов в Доме Молодежи проходит экологический семинар, на стенах висят плакаты с раскадровкой мультфильмов, и все это на фоне опасений по поводу надвигающегося финансового кризиса.

Жизнь в здании поддерживают не только люди. Где-то скребутся мыши, за окнами гремят по разбитой улице автомобили, а в загроможденных коридорах шумят лампы дневного света. При этом нельзя сказать, что здание не располагает к себе: каждое помещение оформлено по-своему, а калейдоскоп цветов соответствует разнообразию звуков, доносящихся из собственной студии звукозаписи. Повсюду видны кучки молодых мечтателей, представляющих свои проекты.

Но все это может закончиться в сентябре, когда Гоману и его коллеге Наталье Колесник озвучат решение о дальнейшей судьбе "Мистера Пинка". У них осталось три варианта: сократить все те проекты, которые не могут быть самоокупаемыми; свернуть свою деятельность до такой степени, чтобы можно было прожить только за счет государственной поддержки, или объединиться с другими местными НКО в альянс по поддержке возможностей для молодежи. При любом варианте им придется значительно сократить свою деятельность, разросшуюся в совершенно разных направлениях с момента многообещающего начала в 2011 году.

"Это вообще была принципиально новая идея, – вспоминает Гоман. – Мы хотели доказать, что наша идея работает". Но вскоре "Mr. Pink" стал жертвой своего собственного успеха. Предоставление молодежи свободы действий для реализации своих желаний не очень соотносится с принятой в России моделью успеха с ее опорой на исполнение норм и правил. Местная бюрократия отнеслась к этому отрицательно.

"Мы потеряли часть своего авторитета в глазах чиновников, потому что поддержали несколько проектов, которые ими не нравились", – говорит Евгений. В 2012 году "Mr. Pink" стал площадкой для проведения фестиваля документального кино, в программе которого, несмотря на предупреждения со стороны местных властей, был показан политический фильм "Ходорковский". После этого финансирование по линии областной администрации иссякло, и возник вопрос о продлении срока аренды помещения.

Именно отсутствие чиновничьего надзора, из-за которого "Mr. Pink" и попал в тяжелую ситуацию, одновременно является и ключом к его успеху. Этот успех привел к тому, что негосударственная организация привлекла в свои проекты гораздо больше молодежи, чем аналогичные государственные учреждения, что не привело к улучшению отношений.

"Другие чиновники увидели эффективность Дома молодежи, и это сравнение было не в пользу [аналогичных программ, проводимых государственными учреждениями], – говорит Гоман. – Они по-прежнему считают своего рода конкурентами".

Когда в прошлом году местные власти открыли свой дом молодежи стоимостью 20 миллионов рублей, на которые Mr. Pink мог бы работать в течение 13 лет, Гоман говорит, что никто даже не обратился к нему и его коллегам за консультацией. И это несмотря на то, что за короткий срок существования в своем обветшалом доме организация реализовала 86 проектов, в которых приняло участие более 60 тысяч человек.

"Мы привлекли больше человек, – заявляет Гоман. – Мы реализовали в 20, в 30 раз больше проектов, чем они".

Бюджет организации составляет 1,3 млн рублей (примерно 40 тысяч долларов) в год, которые идут на оплату отопления, электричества, затрат на проекты и крошечных зарплат для трех постоянных сотрудников. Из этих расходов только затраты на проекты могут оплачиваться из государственных грантов – все остальное "Mr. Pink" должен находить сам.

"В идеале" бюджет должен составлять "около 4 миллионов в год", говорит Гоман. Но учитывая то, что сотрудникам по очереди приходится работать по выходным просто для того, чтобы ремонтировать помещение, он признает, что "на данный момент это нереально".

Два туалета в "Mr. Pink" оформлены в разных стилях. Один называется "Кусты", его стены украшают пчелы и трава, и, как ни странно, доктор Хаус. Раскраска второго напоминает о Сколково, планируемой "Кремниевой долине" под Москвой, которая пока обернулась полным провалом из-за бюрократизма, сдерживающего ее развитие. В Сколково миллиарды долларов были "спущены в унитаз". В "Мистере Пинке" это дежурная шутка.

Сам "Мистер Пинк" больше похож на Силиконовую долину с его свободными рабочими группами, совместными проектами и безграничным энтузиазмом. Его борьба с бюрократией хорошо показывает то, с каким сопротивлением со стороны органов власти сталкиваются в России инновации западного толка. Это исключительно российский парадокс, что даже несмотря на то, что выживание организации зависит от грантов, местные власти активно препятствуют его успешной деятельности.

Гоман и его коллеги все больше устают от борьбы. Они хотят начать работу над воплощением своих собственных мечтаний. Сидя на самодельной скамейке на недоделанной кухне, Гоман смотрит на место под потолком, где едва уместился неофициальный девиз Дома молодежи. "Все прямо как в Библии, – говорит он. – В своем отечестве пророка нет".

Murman.ru, 19.05.14

 

Вернуться в раздел "Дом молодежи"

 

Copyright © 2004-2014