Сайт Евгения Гомана

 

 :: ГЛАВНАЯ

:: ЛИЧНОСТЬ

:: ФОТО

:: ВИДЕО

:: ПРЕССА

:: РАБОТА

:: ТРАССА

:: НОВОСТИ

:: МУЗЫКА

:: МЮЗИКЛЫ

:: ДОМ МОЛОДЕЖИ

:: ТЕАТР

:: ССЫЛКИ

:: ГОСТЕВАЯ

 

:: Наскальные рисунки на Кольском полуострове

 

5 июля 1997 года начался новый этап в изучении древней истории Кольского полуострова. Во время спортивного сплава по реке Умба, организованного краеведческим музеем п.Ревда (ОАО"СЕВРЕДМЕТ" ныне ОАО"ЛГК"), сотрудник музея Юрий Иванов на одном из островов обнаружил наскальные изображения, которые впоследствии удалось датировать эпохой неолита (4-6 тыс. лет от наших дней).

В результате последующих экспедиций 1998-2000 гг., в составе Кольской археологической экспедиции (рук.В.Я.Шумкин), было выявлено более 10 скоплений рисунков на трех островах и одном береговом скальном выходе, а общее число только читаемых изображений на данный момент перевалило за 300. Очевидно, что это далеко не все.

Новое открытие было представлено на международных конференциях - как в России так и за рубежом. Находка была высоко оценена специалистами. Уже сейчас понятно, что данная находка является одним из крупнейших открытий за всю историю археологического исследования Кольского полуострова и, несомненно, значимой вехой в изучении древней истории Северной Европы.

Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и техникой исполнения. Глубина выбивок достигает 10 мм. Размеры отдельных фигур от нескольких сантиметров до 1 м.

Найдены рисунки предварительно датируемые, как каменным (4 тыс. лет до н.э.), бронзовым (1-2 тыс. до н.э.) веками, так и возможно относящиеся к саамскому средневековью (1-1,5 тыс. лет н.э.). В стилистике рисунков различных групп легко угадываются прямые аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), Южной Швеции (Немфоршен).

Пожалуй, это единственное место, где так тесно переплетены традиции наскального искусства практически всей Северной Европы.

Встречаются и уникальные изображения. Например, группа рисунков, центральную композицию которых представляет изображение беременной женщины (внутри большого живота изображен ребенок) и мужчины с копьем в руке. Предварительно, мы датировали эту группу саамским средневековьем (глубокая выбивка сделанная металлическим орудием, и само композиционное решение характерно для более поздних культур северных народов, нежели для культур каменного и бронзового веков). Если наше предположение подтвердится, то можно говорить о первой находке на Кольском полуострове саамских наскальных рисунков.

На скалах можно увидеть сцены морской охоты (охота на белух) и рыболовства (сцена ловли щуки), охоты на лосей, на медведя. Встречается необычная символика (крест и лабиринт в виде креста, "амулет", солярные и лунарные знаки, круги "колеса", полумесяц, "жезлы"), мифологические персонажи (летящие олени, люди с головами животных). Среди петроглифов основную их часть составляют изображения животных: это фигуры млекопитающих (лоси, олени, белухи и киты, лисица, бобер, медведь), пресмыкающихся (змея, ящерица) птиц (журавль, утки, гуси) и рыб (щука, лосось, а так же крупная рыба похожая на осетра). Некоторые из представленных животных, в данный момент, уже не обитают в наших краях. Композиции и отдельные рисунки позволяют сделать интересные выводы о быте, обрядах, климатических и географических условиях жизни в те далекие времена. Петроглифы могут помочь нам проследить пути освоения людьми Кольского полуострова, формирование культурных традиций и многое другое.

Панели с рисунками находятся порой на значительном расстоянии друг от друга, поэтому можно говорить о целом комплексе археологических памятников. Вполне возможно, что при дальнейшем исследовании окрестностей могут быть найдены и другие исторические памятники (древние стоянки, новые скопления петроглифов).

Вполне вероятно, что уникальность и значимость находки с каждым годом все больше и больше будет привлекать туристов в эти места. Поэтому, несмотря на труднодоступность в будущем возможен рост антропогенной нагрузки на территорию исторических памятников и окружающую их природу. Уже сейчас следует задуматься о более широком спектре охранных мероприятий. Одной из таких мер явилось бы создание особо охраняемой природной территории. Например, историко-природного заповедника или национального парка.

Впоследствии, необходимо ходатайствовать о включении территории данного очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции (Танум) и планируется с петроглифами Онежского озера (Карелия).

 

 

Copyright © 2004-2014