Музыкальный интерес как устойчивое свойство личности, который формируется и развивается в процессе музыкального воспитания, и выражается в направленности личности на познавательную и практическую деятельность в сфере музыкальной культуры (на восприятие, познание, исполнительства, творчество), вызывает специфические переживания и соответствует духовным потребностям личности.
Как известно, музыка вызывает переживания разного уровня: состояние – ситуативная форма реакции на музыку; настроение – первая форма осознанного переживания; эмоции – осознанное переживание с оценкой настроения; чувство – самая сложная форма переживания, возникающая при смене настроений и эмоций.
Таким образом, восприятие музыки – сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слушание музыки, ее понимание, переживание и оценку.
Автор книги «Музыкальное искусство и творчество слушателя» Л.М.Кадцын определяет музыкальные потребности как ценностно-целевую установку их деятельности - желание и умение усваивать определенные ценности музыкальных произведений. Они выражают то, что интересует слушателя в окружающем мире и что они способны в нем понять и обсуждать.
Далее исследователь отмечает, что музыкальная потребность слушателей как определенная установка общения с музыкальными произведениями складывается из осознания адресата общения, ценностей отраженного в произведении мира, цели и способности общения, а также условий его. Данные сторон (компоненты установки) определяют меру содержательной направленности процесса восприятия (критерий выборности в осмыслении содержания) и социальной значимости в обществе.
Музыкальная потребность слушателей как определенная установка на общение с музыкальными произведениями складывается из осознания адресата общения ценностей отраженного в произведении мира, цели и способности общения, а также условий его. Л.М. Кадцын подчеркивает, что изучение музыкальных потребностей, их роли в развитии личности, в освоении богатства музыкальной культуры представляет собой важную задачу.
Вернуться к оглавлению или читать дальше
|